Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «21.10.2022. Что изменится в порядке применения КОСГУ с 2023 года». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
С 2022 года бухгалтеры проводят операции по-новому. К примеру, на подстатье КОСГУ 273 «Чрезвычайные расходы по операциям с активами» следует отражать выбытие денежных средств при недостаче, хищении, отзыве лицензии у банка. Провести операцию необходимо в день признания требования о возмещении ущерба или в день поступления денег в счет погашения долга.
Механизм перечисления субсидий
Перечисление целевых субсидий федеральным бюджетным и автономным учреждениям осуществляется:
1) в пределах суммы, необходимой для оплаты денежных обязательств по расходам участника казначейского сопровождения, источником финансового обеспечения которых являются целевые средства («под потребность»), в соответствии с п. 13–15 Правил № 2024, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 24.11.2021 № 2024;
2) с применением казначейского обеспечения обязательств в соответствии с п. 1 ст. 242.22 БК РФ в Порядке, установленном Постановлением Правительства РФ от 25.12.2021 № 2479.
В случае принятия учредителем решения о применении механизма «под потребность» при доведении целевых субсидий, ему необходимо принять правовой акт о передаче центру специализации полномочий по перечислению указанных целевых субсидий федеральным автономным учреждениям с лицевого счета для учета операций по переданным полномочиям получателя бюджетных средств.
Субсидии на иные цели
Предоставление целевых субсидий на федеральном уровне осуществляется в порядке, установленном органом, выполняющим функции и полномочия учредителя, по согласованию с Минфином (п. 14 Постановления Правительства РФ от 10.12.2012 N 1272 «О мерах по реализации Федерального закона «О федеральном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов»). Так, Приказом Минкультуры России от 03.05.2012 N 464 утвержден Порядок определения объема и условий предоставления из федерального бюджета государственным бюджетным учреждениям, находящимся в ведении Министерства культуры РФ, субсидий на цели, не связанные с выполнением государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ). На региональном, местном уровнях соответствующими органами власти устанавливаются аналогичные порядки.
Данные порядки содержат:
- цели предоставления субсидии;
- условие о заключении договора (соглашения) о предоставлении субсидии, если иное не предусмотрено нормативными правовыми актами, между органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя, и учреждением, в котором определяются следующие условия:
- право органа, осуществляющего функции и полномочия учредителя, на проведение проверок соблюдения учреждением условий, установленных заключенным договором (соглашением);
- порядок возврата сумм, использованных учреждением, в случае установления по итогам проверок, проведенных органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя, а также уполномоченными органами государственного финансового контроля, факта нарушения целей и условий, определенных соответствующим порядком (правилами) предоставления субсидий и заключенным договором (соглашением);
- порядок и сроки представления отчетности об использовании субсидий, установленной органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя;
- условие о перечислении субсидий на счета, на которых в соответствии с законодательством РФ учитываются операции со средствами, поступающими учреждениям, согласно заявкам и (или) отчетам по форме и в сроки, которые установлены органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя, если иное не предусмотрено нормативными правовыми актами, определяющими порядок (правила) предоставления субсидий, или соглашениями (договорами).
Таким образом, основаниями для предоставления целевых субсидий могут быть заключенные между учреждением и учредителем соглашения (договоры) либо нормативные правовые акты учредителя.
При предоставлении бюджетным и автономным учреждениям целевой субсидии они составляют и представляют учредителю сведения об операциях с целевыми субсидиями (код по ОКУД 0501016), в которых среди прочих показателей указываются:
- наименование целевой субсидии с указанием цели, на осуществление которой предоставляется целевая субсидия;
- сумма планируемых на текущий финансовый год поступлений целевых субсидий;
- сумма планируемых на текущий финансовый год выплат, источником финансового обеспечения которых являются целевые субсидии (в разрезе КОСГУ).
Формирование объемов планируемых выплат, указанных в сведениях, осуществляется в соответствии с нормативным (муниципальным) правовым актом, устанавливающим порядок предоставления целевой субсидии из соответствующего бюджета.
С каким доходом можно получить субсидию
Для того, чтобы разобраться, имеет ли конкретная семья право на субсидию, необходимо определиться, какой доход учитывается при расчете критерия нуждаемости.
По общим правилам, на получение денежной компенсации за услуги ЖКХ в 2022 году могут рассчитывать семьи, которые оплачивают за квартиру более 22% от среднемесячного совокупного дохода. При этом в некоторых регионах страны оформить субсидию можно при 10% расходов на коммунальные услуги.
При расчете субсидии учитывается доход за последние полгода. Чтобы узнать среднемесячный совокупный доход семьи необходимо сложить все источники денежных поступлений и разделить полученную сумму на 6.
Важно: если у претендента на получение помощи в собственности находится несколько жилых помещений, субсидия будет предоставляться только на одно из них.
Право на получение субсидий подтверждается каждые шесть месяцев.
Перечень доходов, которые учитываются при расчете среднедушевого заработка, закреплен в Постановление Правительства РФ №512 от 20.08.2003.
При расчете субсидии не учитываются выплаты по возмещению вреда и здоровья гражданина и ранее назначенная государственная помощь. Алименты, которые выплачивает претендент на получение субсидии, вычитаются из размера совокупного дохода семьи.
Кроме этого, критерий нуждаемости подразумевает под собой обязательное трудоустройство всех дееспособных членов семьи. Таким образом, для того, чтобы оформить положенный материальный бонус от государства, необходимо иметь официальное место работы или стоять на учете в Центре занятости в качестве безработного лица.
Отдельное внимание стоит обратить на понятие состава семьи. Во время расчета совокупного дохода для назначения субсидии по оплате услуг ЖКХ в 2022 году учитываются все родственники, которые проживают на одной жилплощади с собственником, в том числе его родители и несовершеннолетние дети. В соответствии со ст. 31 ЖК РФ, в исключительных случаях нетрудоспособные родственники, которые находятся на иждивении заявителя, но не проживают с ним на одной территории, могут быть отнесены к членам его семьи.
В первую очередь претендовать на финансовую поддержку могут пенсионеры. Данная категория граждан наименее защищена и в большинстве случаев начисления по коммунальным платежам превышают 22% от дохода пенсионера.
Уточнить перечень лиц, которые могут претендовать на компенсацию, можно в отделе социальной защиты населения по месту проживания. Сотрудник отдела объяснит, кому положена субсидия на оплату ЖКХ, а также детально расскажет о нюансах оформления государственной помощи.
Переход на ЭДО в бухгалтерском учете
С 1 января 2023 г. все без исключения учреждения бюджетной сферы должны перейти на применение электронных первичных учетных документов и электронных регистров бухгалтерского учета. Порядок применения унифицированных форм электронных первичных учетных документов, электронных регистров бухгалтерского учета утвержден Приказом Минфина России от 15.04.2021 № 61н (далее ‒ Приказ № 61н).
Методические рекомендации по переходу на применение в 2022 году унифицированных форм электронных документов Минфин России довел в Письме от 01.12.2021 № 02-07-07/98091.
В течение 2022 года в два этапа к Приказу № 61н были добавлены новые унифицированные формы электронных первичных документов и регистры бухгалтерского учета.
С 16.08.2022 введено восемь форм электронных документов Приказом Минфина России от 28.06.2022 № 100н. С 2023 года в обязательном порядке новые документы применяют федеральные учреждения и госорганы, которые передали учет Федеральному казначейству. Для остальных учреждений обязанность использовать наступает с 2024 года. На бумажном носителе сейчас можно применять всем учреждениям.
Как быть, если у учреждения нет технической возможности формировать и хранить первичные документы и регистры в электронном виде? Учреждения, не перешедшие на применение Приказа № 61н, вправе формировать электронные документы на бумажном носителе и подписывать собственноручно. Однако отсутствие организационно-технической возможности необходимо подтвердить. Об этом сказано в п. 6 Методических указаний, п. 2.3 разд. 2 Методических рекомендаций, Письме Казначейства России от 15.02.2022 № 07-04-05/08-3153.
Внимание
Если учреждение не перейдет на электронный документооборот с 1 января 2023 г., административная ответственность не установлена. Условие: применяете формы первичных учетных документов из Приказа № 61н на бумаге.
Кому и на что предоставляется
Целевая субсидия направляется организациям, функционирующим на государственной основе, из бюджета Российской Федерации или региональных органов. Данная мера государственной поддержки фактически предоставляется организациям (юридическим лицам), работающим на бюджетной основе. А также автономным учреждениям (статья 145 Бюджетного кодекса), которые подтверждают обоснованность запроса денежных средств на цели, актуальные для предприятия, необходимые для повышения его показателей, восстановления платежеспособности.
Такими целями являются:
- проведение ремонтных работ капитального характера в зданиях, находящихся в собственности учреждения, разработка сметы, проекта;
- возмещение затрат, произведенных вследствие стихийных бедствий, чрезвычайных ситуаций;
- формирование основных фондов, требующее затрат больше 2 миллионов рублей, включая обустройство территории;
- компенсация затрат на коммунальные услуги зданий предприятия (отопление, водоснабжение, водоотведение, электроэнергия), при накоплении задолженностей;
- обеспечение выполнения государственного задания.
Изменение порядка выдачи субсидий на иные цели обусловлено принятием Общих требований[1]. В них установлены единые для всех органов, осуществляющих функции и полномочия учредителей, правила, которые должны быть учтены при доработке нормативных актов на местах.
Нужно успеть до 1 января 2021 года: федеральные органы исполнительной власти обязаны привести свои порядки в соответствие Общим требованиям, а органам власти субъектов РФ и органам местного самоуправления это сделать рекомендуется.
С названной даты вступают в силу и сами Общие требования, принятые во исполнение норм абз. 4 п. 1 ст. 78.1 БК РФ (поправки внесены Федеральным законом от 27.12.2021 № 479-ФЗ). А значит, отношения бюджетных (автономных) учреждений, получающих целевые субсидии, и органов-учредителей будут дополнительно регламентироваться на общефедеральном уровне.
Что представляет собой новая система регулирования, покажем на схеме.
Что изменится в гарантийном ремонте
В ситуации, когда Ваша компания занимается техобслуживанием и ремонтом медоборудования и прочих товаров, Вам будет интересен этот абзац. До изменений кодекс освободил такого рода деятельность от налога, но только тогда, когда они не оплачивались. Все сопутствующие при ремонте детали при бесплатной замене также не облагались НДС.
Поправка сохраняет право на освобождение от НДС, но налогоплательщик изучаемого нами бизнеса вправе сам написать отказ на то, чтобы его бизнес освободили от налога. Всем гарантийщикам ИП и фирмам предоставлено право свободы выбора использовать положенную налоговую льготу или нет.
Оформить отказ от льготы по НДС можно специальным заявлением в налоговую по месту регистрации бизнеса.
Пример покупки лизингового имущества.
- Дт 76 Кт 86 — подписаны документы;
- 51 76 — получены денежные средства;
- 86 98 — отражение доходов будущих периодов;
- 20 02 — амортизация;
- 98 91 — часть субсидии учтена как внереализационный доход на амортизацию.
ООО “Апельсин” получило дотации на 1 млн рублей. Через год в результате проверки был выявлен нецелевой расход средств, и принято решение их вернуть.
Проводки будут следующими:
- Дебет 86 Кредит 76 – 1 млн рублей — выставлена сумма к возврату;
- 98.2 91.1. – 180 тыс. руб. — незаконно начисленный износ;
- 91.1 86 – 180 тыс руб. — ликвидировано начисление амортизации;
- 98.2 86 – 820 тыс руб. — восстановлен остаток субсидии;
- 86 51 – 1 млн рублей — возврат фактически осуществлен.
Субсидии могут быть получены организацией только для целевого использования. Их обязательно нужно отражать в бухгалтерском учете. Есть несколько основных операций, обусловленные целевым направлением, проводки по которым приведены в статье. В некоторых случаях предусмотрен возврат средств, полученных из бюджета.
Доведение лимитов бюджетных обязательств до учредителя
Бухгалтерские записи по доведению лимитов бюджетных обязательств до главного распорядителя средств федерального бюджета, как получателя средств федерального бюджета, на текущий финансовый год, а также порядок их отражения в программе «1С:Бухгалтерия государственного учреждения 8» (с указанием документов программы) представлены в таблице 1.
Таблица 1. Доведение ЛБО по детализированным КОСГУ
Наименование операции |
Дебет |
Кредит |
Сумма |
Документ программы |
Доведены ЛБО на предоставление субсидии на выполнение государственного задания автономному учреждению |
КРБ1 1 501 12 241 |
КРБ1 1 501 13 241 |
10 000,00 |
Расходное расписание РБС с установленным флагом Доведение данных себе как ПБС |
Доведены ЛБО на предоставление субсидии на иные цели бюджетному учреждению |
КРБ2 1 501 12 241 |
КРБ2 1 501 13 241 |
12 000,00 |
Расходное расписание РБС с установленным флагом Доведение данных себе как ПБС |
Доведены ЛБО на предоставление субсидии на иные цели на возмещение расходов бюджетного учреждения |
КРБ3 1 501 12 241 |
КРБ3 1 501 13 241 |
4 000,00 |
Расходное расписание РБС с установленным флагом Доведение данных себе как ПБС» |
Что такое конкурс субсидий НКО?
В большинстве случаев средства в рамках субсидий выделяются некоммерческим организациям в 2023 году, на конкурсной основе. Местный муниципалитет, преследующий достижение определенных социальных или общественных целей, проводит отбор НКО, которые могут лучше других организаций справиться с поставленной задачей.
Сведения о предстоящем конкурсном отборе размещаются на официальном сайте государственного органа, с указанием:
- ссылки на нормативный акт, предполагающий выделение субсидии некоммерческой организации;
- сроков подачи заявок;
- времени и месте принятия заявлений участников;
- телефонного номера для проведения консультаций по поводу участия.
Отдельно взятой НКО разрешается подавать запрос на включение в состав отбора один раз, с правом отказа от указанного намерения не позже начала мероприятия.
Особенности получения ЕДВ
Влияет ли развод для получения ЕДВ военнослужащим? Если военнослужащим представлены документы на получение ЕДВ без учета иных членов семьи (например, при разводе
), расчет суммы выплаты будет существенно уменьшен. В этом случае будет использован норматив на одного военнослужащего – 33 кв.м.
Выплачивается ли ЕДВ на жилье военнослужащим, если по данным Росреестра у него была недвижимость
? Если документы на получение ЕДВ военнослужащим будут содержать информацию о наличии права собственности на иные жилые помещения, норматив при расчете выплаты будет уменьшен на площадь имеющейся недвижимости.
Действующая программа обеспечения жильем предусматривает не только право детей
на часть ЕДВ военнослужащих на приобретение жилья, но и существенное увеличение размера выплаты. Например, на состав семьи из трех человек максимальная выплата будет увеличена в три раза.